Этот сайт создан с помощью платформы Nethouse. Создать сайт бесплатно.

ДИАГНОСТИКА

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Обследование водонапорной башни

Целью обследования было выяснение технического состояния несущих и ограждающих конструкций водонапорной башни для ее капитального ремонта.

Для определения технического состояния конструкций было проведено комплексное обследование, включающее в себя гидрогеологические исследования почвы, обмерные работы, визуально-инструментальное обследование, прочностные исследования материалов несущих конструкций, камеральную обработку полученных результатов и написание технического заключения с рекомендациями по реконструкции водонапорной башни.

Гидрогеологические исследования грунта показали, что основанием для обследуемой конструкции являются пески мелкие и пылеватые, с малым модулем деформации, из чего следует, что данное основание сильно подвержено уплотнению, проседаниям и в целом является непригодным для капитального сооружения.

Откопка шурфа у стены водонапорной башни показала, что фундамент выполнен из бутового камня на известковом связующем, что в совокупности с пластичными грунтами может вызвать неравномерную осадку фундамента и снижению пространственной жесткости сооружения.

Детальное обследование конструкций водонапорной башни выявило следующие дефекты:


  • Крен башни на одну сторону. Угол крена около 3 градусов.
  • Отставание стены башни от фундамента с одной из сторон более чем на 20 сантиметров.
  • Вертикальные трещины осадочного характера в кирпичной кладке стен башни и в перемычках.
  • Отсутствие отмосток и гидроизоляции фундаментов в целом.
  • Подмывание незащищенного фундамента близлежащим ручьем и грунтовыми водами.
  • Большое количество дефектов кирпичной кладки: пустошовка, разрушение кирпичной кладки, неравномерная толщина связующего раствора и т.д.
  • Продольные трещины в деревянных распорных балках.
  • Практически полное разрушение кровли с последующим намоканием конструкций бака и вокруг него.
  • Повсеместная коррозия бака, труб, а так же лестниц и опорных площадок башни.


По совокупности всех факторов, выявленных в ходе обследования, было установлено, что конструкция водонапорной башни находится в аварийном состоянии и конструкции башни подлежат усилению и восстановлению, в частности стены подлежат частичному разбору и усилению, кровля и система водоснабжения - полной замене, фундаменты и основание - усилению путем цементации. Крен сооружения выправляется по специальной методике, позволяющей с наименьшими экономическими потерями восстановить конструкцию.

НАЗЕМНОЕ ЛАЗЕРНОЕ СКАНИРОВАНИЕ ПРИ КОНТРОЛЕ ВЕРТИКАЛЬНОСТИ МАЧТ

Контроль при эксплуатации сложных технических сооружений является неотъемлемой частью жизнедеятельности производства. Важными параметрами являются время службы объекта и качество строительства объекта. Зачастую срок службы либо достиг своего предела, либо приближается к нему, а качество строительства проводится с нарушением технологии. Возникает необходимость в контроле жизненно важного объекта, обусловленная как федеральным законом No116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1], так и финансовыми рисками.

Использование современного оборудования и программного обеспечения, предполагает создание новых методик, обеспечивающих корректность выходного материала.

Технология наземного лазерного сканирования (НЛС) является одной из передовых универсальных технологий широко используемой как в геодезических работах, так и в других областях.

Одним из направлением применения наземного лазерного сканирования является контроль сложных технических сооружений.

Актуальность использования метода наземного лазерного сканирования по сравнению с традиционными методами контроля заключается в следующих факторах:

Точность получения геометрических данных до 5мм

Скорость получения информации до 50000 точек в секунду

Себестоимость работ до 30% ниже, чем при традиционной съемке

Объективность данных

Влияние человеческого фактора меньше, чем при традиционной съемке

В качестве объекта для проведения технического контроля был взят ряд прожекторных мачт (Рис.1а) различной высоты от 40 до 80 метров крупного нефтегазового месторождения Красноярского края ЗАО «Ванкорнефть».

Процесс контроля можно разделить на два этапа:

- полевые работы: получение исходных геометрических данных объекта облака точек (Рис. 1б.);

- камеральные работы: обработка материалов полевых работ.



Камеральные работы - с использованием программных продуктов Leica Cyclone и AutoCAD.

Временные затраты на съемку одной мачты составляли 1,5 часа в высоком качестве сканирования с шагом сканирования 100 на 100 мм на расстоянии 100 метров с 3-4 точек стояний - станций. Камеральный этап включал в себя обработку облака точек, сшивку сканов, построение поперечников с шагом 2 метра, через 

которые проводилась фактическая ось мачты. Проектная ось мачты строилась из первого поперечника, расположенного на высоте 100 мм от основания. Отклонения показывались в двух направлениях, согласно традиционным способами измерения, «Юг-Север» (Рис.3.) и «Запад-Восток». Допуск на отклонение оси по вертикальности для прожекторных мачт брался исходя из строительных норм и правил. Обработка данных по одной мачте составила один день.



Рис. 3. Отклонения мачты в направлении «Юг-Север»

Из рисунка 3 видно, что фактическое отклонение мачты в направлении «Юг-Север» значительно превышает допустимое значение отклонения, предусмотренное СНиП.

Анализ данных показал, что при определении отклонений у мачт с молниеотводами, высотой выше 40 метров, важным фактором влияющем на корректность данных является потоки ветра. С увеличением высоты мачты увеличивается амплитуда колебания молниеотвода. При неблагоприятных условиях это может привести к перелому молниеотвода и созданию аварийной обстановки на объекте. Наиболее вероятной причиной выхода за границы допустимого значения отклонения оси мачты является ошибки при монтаже прожекторной мачты. Порывы ветра являются второстепенным фактором, который должен учитываться при выборе типа конструкции мачты и монтажу, согласно строительным нормам и правилам для климатических условий месторождения. Тем не менее, такие колебания незначительно сказываются при определении общего характера отклонения молниеотвода (Рис.4.)


Из рисунка 4 видно, что на высоте 70 метров колебания оси молниеотвода достигают ~6 см, что на фоне общего отклонения для этой высоты составляют ~5%. По данным о погоде с сайта Gismeteo [3] на период съемки скорость ветра в достигала 5м/с. После анализа данных о погоде за месяц, максимальная скорость может достигать 8 м/с, что приведёт к увеличению амплитуды колебаний оси молниеотвода в 1,5 - 2 раза.

Результаты обследования предоставлены специалистам для окончательного решения о состоянии и возможных решениях по устранению причин, влияющих на вертикальность прожекторных мачт.



Заключение.


В результате проведенных исследований установлено, что использование технологии наземного лазерного сканирования позволяет в достаточно короткие сроки получить объективные данные о техническом состоянии объекта. Также, имеется возможность сделать оперативные предварительные заключения о состоянии объекта на основе полевых данных. Климатические погодные условия при выполнении технического контроля играют важную роль в получении корректных данных. Тем не менее, качество исходных данных удовлетворяло техническому заданию и оказалось достаточным для проведения исследования.

Обследование дымовых труб при помощи БПЛА

Обследование дымовых труб при помощи БПЛА


Лаборатория НК «МПП «Инженерные решения» оказывает услуги тепловизионного обследования дымовых труб при помощи БПЛА. Имеющаяся аттестация в качестве лаборатории неразрушающего контроля позволяет выполнять работы согласно российским требованиям в рамках неразрушающего контроля, экспертизы промышленной безопасности, энергетических обследований, в том числе на особо опасных промышленных объектах.


труба
Детальная термограмма 
дымовой трубы
Термограмма 
дымовой трубы
Фото полученное с высоты при помощи БПЛА


Тепловизионное обследование дымовых труб производится с целью контроля технического состояния, выявления дефектов, образующихся в процессе эксплуатации, обоснования необходимости проведения ремонтных работ, а также в качестве неразрушающего контроля качества выполненных ремонтных работ.


Согласно регламентирующим документам: СП 13-101-99 «Правила надзора, обследования, проведения технического обслуживания и ремонта промышленных дымовых и вентиляционных труб» и ПБ 03-445-02 «Правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб», требуется проводить обследование дымовых труб при помощи тепловизора не реже чем раз в 5 лет.


Согласно требованиям регламента, обследование дымовых труб производится круглогодично, при рабочем режиме эксплуатации трубы, в отсутствии прямых солнечных лучей, тумана и осадков. Тепловизионная съёмка производится с любой точки, на удалении оператора не более 200 метров от трубы. Используемый нами высокоточный тепловизор FLUK на борту БПЛА , благодаря наличию большой матрицы и сменных объективов, позволяет производить съёмки дымовых труб высотой до 400 м без подъема на высоту.


Стандартное обследование дымовых труб включает: визуальный осмотр дымовой трубы, тепловизионную съёмку, работу с проектной документацией, выполнение необходимых теплотехнических расчётов, выдачу отчёта установленного образца содержащего карту выявленных дефектов.

 

По результатам тепловизионого обследования и фотоматериалов дымовой трубы инженер-термографист определяет и классифицирует следующие распространённые типы дефектов:


  • трещины несущего ствола;
  • участки присоса наружного воздуха;
  • отслоения;
  • участки со следами фильтрации влаги;
  • участки пониженного сопротивления газопроницанию;
  • участки зольных отложений;
  • дефекты швов бетонирования.

Выявленные дефекты отображаются в отчёте на панорамных термограммах дымовой трубы с указанием точного местоположения и отметкой по высоте. Своевременное обследование дымовых труб – гарантия надёжности и безопасности производства.


Воздушный мониторинг линий электропередач

     Воздушный мониторинг линий электропередач с помощью БПЛА ЭТЛ "МПП "Инженерные решения" позволяет наиболее эффективно оценивать техническое состояние проводов и изоляторов, обнаруживать в любое время суток акты несанкционированной деятельности посторонних лиц и транспортных средств в охранных зонах, передавать в режиме реального времени качественные данные о дефектах проводов при аварийном отключении.


 

   Уникальные данные, полученные с борта БПЛА, позволяют специалистам сетевой инфраструктуры оценивать и прогнозировать воздействие природных факторов на ВЛ, определять дефекты, отклонения проводов и изоляции от допустимых норм, обследовать новые маршруты ЛЭП и прилегающие к ним территории.

В условиях ЧС БПЛА могут служить ретранслятором связи для наземных групп, а впоследствии полученные данные позволят оценить ущерб и состояние окружающего лесного массива (например, обнаружить деревья, упавшие во время происшествия на высоковольтные линии).

По полученным фото- и видеоизображениям с борта БПЛА, после обработки в специализированном программном обеспечении, создается цифровая 3D-модель маршрутов ЛЭП.



Обследование ЛЭП при помощи беспилотных летающих аппаратов (БПЛА)

Воздушные электрические линии нуждаются в регулярном осмотре – не реже, чем раз в полгода. Сопротивление соединений проводов, состояние изоляции, заземляющих устройств и конструктивных элементов, окружающее пространство ЛЭП и линий связи– все эти составляющие требуют осмотра или измерения. Обычно непосредственный осмотр каждого участка проводится рабочими, что требует больших затрат времени и средств. Сократить расходы можно с помощью беспилотных лётных систем.

    Маневренный и компактный дрон поднимается к самым труднодоступным для человека воздушным линиям и опорам и подлетает достаточно близко. Бортовая телевизионная камера разрешения Full 4K на стабилизирующем подвесе передаёт оператору фото и видео в режиме реального времени или записывает с привязкой к координатам. Такой осмотр выявляет видимые повреждения. Кроме того, возможно составлять схемы и ортофотопланы (при наличии смотрящей вниз камеры).

Для нахождения износа в соединениях проводов и в изоляции вместо телекамеры на дрон устанавливают тепловизор. Участки проводов с повышенным сопротивлением отличаются от остальных цветом или насыщенностью термограммы. При таком осмотре нет необходимости обесточивать линии.

Для выполнения качественного осмотра энергосистем дрон должен соответствовать следующим требованиям:


  • Располагать системой GPS-навигации
  • Оставаться стабильным во время полета, несмотря на значительный вес дрона и камер
  • Иметь подвес с гибкой регулировкой угла наклона камеры
  • Иметь крепление для дополнительной (тепловизионной) камеры (опционально) или сдвоенный подвес для обеих камер. Пример – 3-осевой подвес
  • Использовать ПО, позволяющее экспортировать результаты для дальнейшей обработки в других программах
  • Быть способным находиться в воздухе значительное количество времени.




       Как и в других сферах применения, ввод в эксплуатацию БПЛА для осмотра воздушных линий существенно повышает эффективность и уменьшает затраты времени, причем, чем большего размера объект, тем выше КПД приведенного метода по сравнению с привычными способами осмотра. Таким образом, регулярный осмотр ЛЭП с помощью дронов гарантирует своевременное устранение неполадок, бесперебойную передачу электрической энергии и безопасность для обслуживающего персонала линий.

ООО "МПП "ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ" оказывает услуги предприятиям и организациям по проведению комплексных обследований воздушных линий электропередачи (ВЛ)

Техническое перевооружение включает мероприятия по повышению технико-экономического уровня ЛЭП, внедряемые на основе передовой техники и технологии, замены устаревших и физически изношенных конструкций и оборудования новыми, более совершенными. Техническое перевооружение выполняется, как правило, в пределах охранной зоны существующей ВЛ.


К техническому перевооружению ВЛ относятся:
• снос линии и сооружение взамен ее новой того же или более высокого класса напряжения в связи с физическим или моральным старением существующей ВЛ или необходимостью повышения ее пропускной способности;
• перевод линии, на более высокое, напряжение (не предусмотренный проектом) для повышения ее пропускной способности,
• замена воздушной линии (участка) кабельной в целях повышения надежности или снижения воздействия на окружающую среду;
• подвеска вторых цепей или дополнительных проводов в фазе в целях повышения пропускной способности;
• подвеска грозозащитных тросов на существующих опорах для повышения надежности;
• сплошная замена проводов, грозозащитных тросов новыми большего сечения в целях повышения пропускной способности ВЛ, надежности проводов и тросов;
• оборудование участков ВЛ устройствами защиты от влияния электрического поля для обеспечения безопасности обслуживания ЛЭП на участках пересечения с ВЛ 330-1150 кВ;
• оборудование опор устройствами защиты от птиц в целях обеспечения требований по охране окружающей среды и повышения надежности ВЛ.

Реконструкцией ВЛ называется их переустройство или внесение значительных изменений в их конструктивное исполнение. К реконструкции ЛЭП относятся:
• сплошная замена дефектных (неисправных) опор новыми (из того же или другого материала, другого типа) на участках ВЛ общей длиной более 15% протяженности ЛЭП или при общем количестве заменяемых опор более 30% от установленных на ВЛ в целях повышения надежности ВЛ;
• подставка опор в пролетах ВЛ или замена опор более прочными для повышения надежности ВЛ путем приведения ее характеристики к современным нормативным требованиям, содержащимся в ПУЭ, ПТЭ, а также учета действующих региональных карт и физических внешних нагрузок.

Обследование воздушных линий электропередач (ВЛ)Модернизацией ВЛ называются мероприятия по повышению их технико-экономических показателей, улучшению условий эксплуатации, повышению надежности и безопасности обслуживания за счет замены или изменения конструкций оборудования, а также совершенствования отдельных узлов или элементов. К модернизации ВЛ относятся:
• усиление опор (без их замены) путем установки ветровых связей, ригелей, замены отдельных элементов более прочными в целях приведения характеристики ВЛ к современным нормативным требованиям в соответствии с фактическими нагрузками;
• замена дефектного провода (грозозащитного троса) новым той же или другой марки на участках ВЛ при их длине не более 15% общей протяженности ЛЭП в целях повышения надежности ВЛ;
• замена изоляторов более надежными (при том же или увеличенном количестве изоляторов), подвеска дополнительных изоляторов или замена изоляторов нормального исполнения грязестойкими на участках ВЛ в целях повышения надежности;
• замена распорок или другой линейной арматуры новыми более надежными типами на участках ВЛ для повышения надежности ЛЭП.

Обследование ВЛ включает следующие этапы:
1. Подготовительные работы.
2. Непосредственно проведение обследования.
3. Оценка технического состояния ВЛ и ее элементов.
4. Оформление результатов обследования ВЛ.

Обследование воздушных линий электропередач (ВЛ)1. В объем подготовительных работ входят: сбор исходных данных, составление программы, определяющей порядок, объем обследования и перечень выполняемых работ. Заказчик должен подготовить следующие материалы, характеризующие обследуемую ВЛ:
• проектные материалы;
• акт приемки линии в эксплуатацию;
• акты на скрытые работы;
• журналы установки и монтажа опор, проводов, грозозащитного троса (тросов);
• документы об отступлениях от проекта и различных заменах конструкций и оборудования во время строительства ВЛ;
• паспорт ВЛ;
• журнал авторского надзора (если таковой осуществлялся);
• протоколы (акты, журналы) плановых осмотров ВЛ в период эксплуатации;
• данные об отказах и авариях за время эксплуатации ВЛ;
• материалы по объему и номенклатуре восстановительных ремонтов после аварий;
• протоколы испытаний (если они проводились);
• документы предыдущих обследований ВЛ (если они проводились).

2. Обследуются следующие основные элементы ВЛ:
• опоры,
• фундаменты;
• провода;
• грозозащитные тросы;
• оттяжки опор;
• линейная изоляция;
• линейная арматура;
• заземляющие устройства.

Кроме того, при обследовании ВЛ выявляется состояние:
• габаритов проводов и тросов (до земли, до тела опор, между собой, до различных объектов, измерение стрел провеса);
• трассы ВЛ.

Обследование воздушных линий электропередач (ВЛ)При обследовании ВЛ на опорах любого типа (металлических, железобетонных, деревянных) обращается внимание на общие характерные неисправности основных элементов:
• наклон стоек опор вдоль и поперек ВЛ сверх допустимых норм; заглубление фундаментов (стоек железобетонных опор, приставок деревянных опор) менее предусмотренного проектом;
• коррозия металлических деталей опор;
• деформация элементов опор;
• наличие на опорах птичьих гнезд и других посторонних предметов, создающих условия для отключения ВЛ;
• отсутствие или неисправное состояние защиты оснований (фундаментов) опор от ледохода, размывания талыми и дождевыми водами;
• угрожающий рост оврагов вблизи оснований (фундаментов) опор;
• наличие набросов, оборванных проволок, следов перекрытия, оплавления или вспучивания верхнего повива (фонарей) на проводах и грозозащитных тросах;
• разрегулировка проводов фаз, разрегулировка проводов в расщепленной фазе;
• наличие коррозии проводов, грозозащитных тросов, оттяжек опор;
• повреждение проводов и тросов в поддерживающих и натяжных зажимах;
• повреждение дистанционных распорок, гасителей вибрации, гасителей пляски проводов;
• отсутствие гасителей вибрации, предусмотренных проектом ВЛ, или их смещение от места установки;
• неисправности в креплениях и соединениях проводов и тросов, образование трещин в корпусе зажима или соединителя, отсутствие болтов, шайб, отвинчивание гаек, отсутствие или выполнение шплинтов, неправильный монтаж зажимов или соединений, следы перегрева контакта зажима (соединителя), вытяжка провода из зажима или соединителя, наличие нестандартных или не предусмотренных проектом зажимов;
• недопустимое приближение шлейфа к элементам анкерных и угловых опор, дефекты в контактных соединениях (сварных, болтовых) проводов (тросов) в шлейфах;
• механическое повреждение фарфоровых или стеклянных деталей изоляторов (осыпание, сколы, трещины);
• следы перекрытия гирлянд и отдельных изоляторов (повреждение глазури, разрушение фарфора, стекла, следы оплавлений на армировке изоляторов и арматуре гирлянд);
• загрязнение изоляторов;
• отклонение изолирующих поддерживающих подвесок от вертикального положения сверх допустимого значения;
• выползание стержня из шапки изолятора, наличие погнутых стержней изолятора, наличие трещин в шапке изолятора;
• отсутствие гаек, шплинтов, замков в деталях изолирующих подвесок;
• коррозия арматуры, шапок изоляторов;
• трещины в арматуре, перетирание или деформация отдельных деталей арматуры;
• повреждение разрядных рогов, экранирующих колец, координирующих промежутков, изменение расстояний искровых промежутков более допустимых;
• повреждения или обрывы заземляющих спусков на опорах и у земли;
• неудовлетворительный контакт в болтовых соединениях грозозащитного троса с заземляющими спусками или телом опоры (либо заземляющего спуска с телом опоры);
• разрушение коррозией заземления контура опор;
• превышение сверх допустимого значения сопротивления заземления опор;
• дефекты в установке и конструкции трубчатых разрядников.

Обследование воздушных линий электропередач (ВЛ)При обследовании металлических стоек опор и их фундаментов устанавливается наличие следующих дефектов:
• коррозия металлоконструкций опор (сплошная, язвенная, щелевая);
• неплотное прилегание пяты опоры к поверхности фундамента, приварка анкерных болтов к пяте опоры вместо крепления гайками;
• отсутствие или ослабление крепления гаек на анкерных болтах;
• деформация элементов металлической обрешетки конструкции опоры (прогибы, местная погнутость);
• дефекты сварных швов (плешины, непровары, шлаковые включения);
• отрывы элементов конструкции опор;
• отсутствие отдельных элементов (раскосов, диафрагм) опор;
• дефекты заклепочных и болтовых соединений;
• трещины, осыпание фундаментов, коррозия арматуры фундаментов.

При обследовании железобетонных стоек выявляются:
• продольные и поперечные трещины стоек опор;
• кривизна стойки;
• выбоины, отверстия в бетоне стойки опоры;
• степень прочности бетона стойки;
• смещение каркаса арматуры стойки опоры, выход арматуры на поверхность бетона;
• коррозия арматуры стойки;
• правильность заделки опоры в грунте;
• наличие и правильность расположения ригелей.

При обследовании деревянных стоек обращается внимание на следующие неисправности и дефекты:
• неисправности в узлах крапления деталей деревянных опор;
• отсутствие болтов и гаек, обрыв или ослабление проволочных бандажей, отсутствие шпонок и клиньев, ослабление болтовых соединений, некачественное крепление кронштейнов;
• загнивание деталей деревянных опор;
• обгорание и расщепление деталей деревянных опор.

При осмотрах трассы ВЛ выявляется:
• соответствие ширины просеки установленным нормам;
• наличие на краю просеки деревьев, угрожающих падением на провода ВЛ;
• наличие на просеке деревьев и кустарников высотой, превышающей установленные нормы;
• наличие не предусмотренных проектом объектов на трассе ВЛ.

Обследование воздушных линий электропередач (ВЛ)3. Оценка технического состояния ВЛ и ее элементов основывается на сравнении выявленных дефектов и неисправностей ВЛ в целом и ее элементов с требованиями норм и допусками, приведенными в проектных материалах обследуемой ВЛ, в государственных стандартах, ПУЭ, СНиП, "Типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ", технических условий и других нормативно-технических документах.
Для этой же цели могут быть использованы эксплуатационные инструкции и другие документы, разработанные энергосистемой, в которой проводится обследование ВЛ.

4. Оформление результатов оценки технического состояния ВЛ. Документ (акт, протокол или технический отчет), отражающий результаты проведенного обследования, в общем случае содержит:
• описание элементов ВЛ (основные сведения об элементах и их назначение);
• сведения о сроке эксплуатации элементов ВЛ, особенности их эксплуатации, проведении ремонтных и других видов работ на ВЛ;
• ведомости неисправностей, дефектов и повреждений;
• качественную оценку неисправностей и краткое описание характерных дефектов и повреждений с указанием очевидных или предполагаемых причин их возникновения;
• оценку состояния отдельных элементов ВЛ;
• общую оценку технического состояния всей ВЛ;
• рекомендации по устранению обнаруженных неисправностей элементов ВЛ путем усиления (ремонта) или замены.

В документе по обследованию ЛЭП приводятся рекомендации по проведению испытаний отдельных элементов ВЛ или их узлов, если другим путем определить их техническое состояние или пригодность к дальнейшей эксплуатации не представляется возможным. Данные обследования элементов ВЛ служат основным источником определения объемов работ при проектировании, реконструкции (модернизации, техническом перевооружении) ВЛ.

Детальная информация по обследованию ЛЭП представлена в следующих документах:
• "Методические указания по оценке технического состояния воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ и их элементов", Фирма ОРГРЭС, 1994 г.
• РД 34.20.504-94 "Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ", Фирма ОРГРЭС, 1994 г.
• СТО 56947007-29.240.01.053-2010 "Методические указания по проведению периодического технического освидетельствования воздушных линий электропередачи ЕНЭС", ФСК ЕЭС, 2010 г.